«Моя дочь учится в 7 классе, наша школа – лучшая в районе. И ребята в классе неплохие. Я была убеждена в этом до тех пор, пока не побывала на последнем родительском собрании. Оказалось, что ещё в прошлом году класс разделился на две враждующие группы. А причиной стала …любовь: самый красивый мальчик в классе какое-то время встречался с одной девочкой. Но, как выяснилось, не только с ней. Узнав об этом, девочка отказалась с ним гулять. Он начал её преследовать, угрожать, а когда это не подействовало, стал втягивать в конфликт других одноклассников. Очень скоро его сторону приняла большая часть ребят, что неудивительно: мальчики его побаиваются – парень занимается борьбой, девочки – не равнодушны к его красоте. И очень быстро эта девочка из обычной одноклассницы превратилась в изгоя. И лишь несколько девчонок нашли в себе мужество противостоять остальным. Классный руководитель собрала родителей и учеников, выясняли, кто прав, кто виноват. Переругались, но так ничего и не прояснили. У каждого – свой взгляд на проблему. Один папа-юрист вообще посоветовал маме девочки обратиться с заявлением в милицию. Но она решила, что проще сменить школу. Но лучшее ли это решение? Девочке, получившей психологическую травму, будет сложно строить отношения с людьми. А парень, не получив серьёзного отпора, и дальше по жизни уверенно пойдёт по головам, втаптывая в грязь тех, кто ему не угоден…». Из письма читательницы.
Буллинг. Не путать с боулингом!
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни был свидетелем, участником, пусть даже и пассивным, а кто-то и жертвой травли. Может быть, не всегда травли – это всё-таки крайняя степень жестоких нападок, но, думаю, многим приходилось наблюдать излишнюю придирчивость, злобные насмешки и систематические унижения отдельного человека. «Буллинг» (от английского слова bully – задирать, запугивать), именно так называют эту проблему современные психологи. Причины буллинга – различны: месть, неприязнь, желание лидера подчинить своему влиянию, унизить. Проявляться буллинг может по-разному, всё зависит от степени жестокости преследователей. Чаще всего это насмешки, обидные прозвища, оскорбления, угрозы. Иногда дело доходит до порчи личных вещей, откровенных издевательств, унижающих чувство человеческого достоинства. Травля – явление возрастное, свойственное подростковым коллективам. В школе или летнем лагере, когда у ребят нет общих интересов или цели, всегда найдётся неформальный лидер, способный сплотить группу против кого-то одного. И жертву долго искать не станут. Чаще всего ими становятся не уверенные в себе дети, имеющие какие- либо комплексы («Я толстый», «Я некрасивая», «Я рыжий»). И если лагерь объединяет детей ненадолго, то буллинг в школьном коллективе может длиться годами. Время усугубляет эту проблему и порождает новые.
Упоённые жестокостью
Преследователи, ощутившие власть толпы и упоённые безнаказанностью, могут зайти слишком далеко. Особенно усердствуют в травле те, которые так же, как и жертва, не уверены в себе и боятся, что кто-то обратит внимание на их недостатки. Чтобы не стать самому жертвой, стараются перенаправить внимание на имеющегося в классе «козла отпущения», проявляя порой особую жестокость. К слову, вспомнилась фраза из повести, прочитанной ещё в юности, «Царский двугривенный» Сергея Антонова: «Подражатели всегда превосходят своих учителей, особенно в жестокости»…
Став жертвой буллинга, подросток, как правило, не обращается за помощью к взрослым, но справиться с бедой самостоятельно не в силах.
Психологи уверены: буллинг – проблема не только того, кого травят. Это проблема всего коллектива. И положить конец травле может только опытный и внимательный педагог. Главное, что он должен сделать – вывести детей из состояния «стадного» азарта и подвести их к тому, чтобы они сами оценили своё поведение с моральной точки зрения. И постоянно следить за ситуацией, иначе травля не прекратится. Для подростков важно чувствовать авторитет взрослого и понимать, что ему не безразличны их проблемы.
Как защитить ребёнка?
Узнав о буллинге, многие взрослые не знают, как себя правильно вести, особенно если жертвой становится их ребёнок. И очень часто вместо того, чтобы положить конец травле, ещё больше усугубляют ситуацию. В итоге вынуждены искать другую школу, где учатся «нормальные» дети. И даже если в новом коллективе не возникнут подобные проблемы, пережитые чувства страха, стыда, неуверенности в себе запомнятся навсегда и в дальнейшем будут мешать выстраивать нормальные отношения с окружающими. А те, кто преследовал, будут считать себя победителями и примутся искать новую жертву. Положить конец травле можно только совместными усилиями классного руководителя, школьного психолога, родителей и, конечно, детей. Найти правильный выход из ситуации будет легче, если взрослые, следуя советам психолога, будут помнить о том, чего нельзя делать ни в коем случае.
Задача взрослых донести до сознания детей, что травля – это болезнь группы. И предложить каждому оценить свой вклад в эту болезнь, а потом предложить вместе поискать «лекарство» для выздоровления.
Чтобы ребёнок не стал жертвой травли в коллективе сверстников, надо с детства учить его правильно общаться, находить компромиссы, прощать. На конкретных ситуациях показывать, как поступать, чтобы и ему, и его друзьям было выгодно дружить. Ребёнок с детства должен учиться отстаивать своё мнение, не унижая при этом других. Зная свои сильные и слабые стороны, любить себя таким, какой он есть. Ребёнок должен понимать: все люди разные, у каждого есть как достоинства, так и недостатки, и наличие последних – не повод для насмешек. Хорошо усвоив эти жизненные правила, он легче будет находить общий язык со сверстниками, не станет жертвой буллинга и не захочет участвовать в травле в качестве преследователя.
Итак, не следует:
– Советовать ребёнку решать свои проблемы с одноклассниками самостоятельно, подбадривая фразой типа: «Если лезут – дай сдачи!», «Не будь размазнёй!»;
– Говорить ему: «Может, ты сам виноват? Почему же других не травят?»;
– Запугивать преследователей милицией или физической расправой;
– Считать травлю проблемой личности, дескать, он, действительно, не такой, как все;
– Собрав всех вместе, пытаться выяснять, кто первый начал, кто больше обижал и т.д. Поиск крайнего не решит проблему. Обвиняемый всегда защищается, даже если знает, что виноват.