Праздничный традиционный

Одной из примечательных частей праздничного традиционного костюма белорусских женщин была майка, которую в разных регионах называли по-разному: корсет, пальто, шнуровка, нагрудник, кисточка, жилет, накидка … И сегодня пользуется спросом одежда без рукавов, так что нашим читателям, наверное, будет интересно узнать, как и когда такую ​​одежду носили белорусские женщины, как выглядят некоторые ее местные варианты.

Географическое положение Беларуси привело к ее тесным контактам со странами Западной и Северо-Западной Европы, что отражено в ее традиционном костюме. Одежда без рукавов — яркий пример влияния европейской моды на костюм белорусов. Впервые он появился в мужском костюме привилегированного класса. В XV веке его использование расширилось. Когда в женской одежде появилась майка, точной информации нет. В середине XVII века мы уже видим майку со шнуровкой и трапециевидным вырезом в одежде служанок на иконе «Рождение Богородицы», написанной художником из Бреста. Такие девичьи костюмы полностью сохранились до конца XIX — начала XX века, а майки в то время существовали практически по всей Беларуси. Они были важной частью комплекса праздничной одежды, особенно для девушек и молодых женщин. Обычно майки шьют не из ручной работы, а из дорогих фабричных тканей — парчи, шелка, бархата, тонкой ткани или шерстяного «шарфа» с набивным цветочным узором. Самодельное полотно использовалось только для вагонки. Основным видом отделки была окантовка всех краев кантом из ткани контрастного цвета — красного, синего или желтого. Также используются полосы из цветной тесьмы, квасцы, пайетки, пуговицы, гладкие, гладкие, а также декоративные швы.

Среди множества вариантов белорусских безрукавок можно выделить несколько видов в зависимости от кроя, длины, конструкции полочек и кокетки. Самым простым кроем майки был короткий корсаж (до талии или чуть выше), который застегивался спереди, посередине или сбоку. Выражение на груди могло иметь овальную, прямоугольную, трапециевидную или треугольную форму. Этот вид майки получил распространение на юге Беларуси (Житковичский, Лельчикский, Лоевский районы Гомельской области, Лунинецкий и Столинский районы Брестской области), а также в Минской области (Копыльский, Клецкий, Березинский районы), Витебской обл. И др. северная часть Могилевской области. Название пальто было прикреплено к майкам этого типа. Название происходит от турецко-персидского слова «каба», что означает кафтан. Это слово широко вошло в язык славянских народов. Но майки этого типа могли иметь и другие названия — нагрудник, шнуровка, пальто. В каждой области майки имели отличительные особенности кроя и характера декора.

В районах восточной части Беларуси их практически не украшали, а только обшивали цветной тканью. Кабаты Туровщины (преимущественно Житковичский и Лельчикский районы Гомельской области, Столинский район Брестской области) богато украшены аппликациями из разноцветных тканей, лентами, тесьмой, кружевом, декорированы фигурным швом, выполненным на швейной машине. Большое внимание было уделено способу ношения пальто. В этих регионах, а также в Копыльском и Клецком районах Минской области женщины носили короткие пальто, нижний край которых был выше линии талии. Вышитые края длинных рубашек были на 10 сантиметров ниже юбки. Жители Турова и Давыд-Городка часто шили шубы из парчи. Нижний край этого сюртука прикрывался широким парчовым поясом — «бритым», который застегивался на крючки или пряжки или перевязывался широким цветным поясом фабричного изделия, называемого «креп», и соткан из тонких шерстяных ниток. Длинные концы крепа завязывались сзади и свешивались почти до подола юбки. Аналогичным образом одевали короткие майки и женщины в селе Моталь Ивановского района Брестской области. Они богато украсили майки квасцами, за что и получили название «галлоны». Широкий красный пояс ручной работы обвивался сверху двумя подпругами, концы которых были заправлены по бокам и свешивались впереди вдоль фартука. В Горьковском районе Могилевской области также носили короткие парчовые пальто.

Кабат в Беларуси также называли более сложным видом майки — со съемной или цельной кокеткой разной длины. Он был широко распространен и имел самые разные формы. В Светлогорском и Калинковичском районах Гомельской области майки шили преимущественно черного или красного цвета из самодельной или фабричной ткани. В Слуцке были популярны два основных типа майки: линия талии со сложенным и пришитым барельефом и приталенный удлиненный силуэт с клиновидной кокеткой во весь вырез, образованной разрезами от линии талии по бокам и сзади. Такие майки назывались корсетами, их шили из тонн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *